Цепные стропы гораздо более гибкие. Благодаря своей конструкции цепь обладает дополнительными степенями свободы, что позволяет использовать ее практически при любых способах строповки. Если стальной канат диаметром порядка 40 мм и более практически невозможно (или очень трудно) согнуть, чтобы взять груз «на удавку», то для того, чтобы сложить пополам цепной строп такой же грузоподъёмности или даже большей, вообще не потребуется особых усилий.
При достижении нагрузок близких к разрывным на цепной строп, сначала проходит область пластических деформаций, что можно определить при визуальном осмотре, замере диаметра и шага звеньев.
Цепные стропы более долговечны, чем канатные, их также можно ремонтировать. Если не допускать перегрузок, вовремя производить ремонт и замену изношенных деталей, то они могут прослужить неограниченно долгое время. Существуют и такие области применения, где никакие другие грузоподъёмные приспособления употреблять нельзя. В частности, цепные стропы можно использовать при очень высоких температурах (до 400 °С) и при наличии открытого огня, что недопустимо для текстильных и канатных аналогов, кроме того, их применяют для подъёма и перемещения грузов с острыми кромками без специальных защитных приспособлений. Новое поколение круглозвенных цепей – цепи 8-го класса качества. Грузоподъёмность их почти на 50% превышает грузоподъёмность цепей 5-го и тем более 3-го класса качества. Таким образом был устранен основной недостаток — высокий собственный вес. Комплектующие и цепные стропы должны иметь одинаковый класс прочности.
Перед эксплуатацией цепных стропов необходимо проводить проверку их состояния. При обнаружении следующих дефектов цепи подлежат изъятию из обращения: отсутствует или нечитаемая маркировочная табличка; деформированы, скручены или разорваны цепи и элементы стропов; растяжение отдельных звеньев цепи более чем на 5% относительно шага цепи, равного 3-м диаметрам. проявляющийся износ звеньев цепи из-за воздействия соседних звеньев. Допускается износ по толщине звена не более 10%.
Негативное влияние оказывают разрезы, канавки, бороздки, запалы, трещины, чрезмерная коррозия; изменения окраски вследствие воздействия высоких температур, изгиб и перекручивание цепей и соединительных элементов стропов.
Также недопустимы глубокие борозды в зоне растяжения и острые канавки в направлении поперечного сечения цепи. широкие части грузового крюка не должны быть сплющены более чем на 10% относительно их номинального размера. Страховочная скоба должна «закусываться» на носке крюка для обеспечения замыкания. Крюк должен проверяться на наличие трещин и борозд.
|
На изнашивание и повреждение цепного стропа влияет распределение напряжений его звеньев:
Сжимающее Растягивающее |
|
Цепь с погнутыми звеньями должна быть заменена
|
|
Не использовать цепной строп с трещинами и впадинами на поверхности
|
|
|
При перегрузках в искривленном виде цепной строп перекручивается и не подлежит ремонту
|
|
Уменьшение длины цепного стропа узлами и другими способами не допускается
|
|